Курсы нейро лингвистического программирования (НЛП)
Поиск по сайту
Здравствуйте, Гость
Войти в личный кабинет / Зарегистрироваться
Обучение НЛП Тренинги личностного развития
Бизнес-тренинги Корпоративные тренинги
Коуч-сессии Индивидуальные программы
Книги и диски по НЛП
О компании
Услуги
Тренеры
Библиотека
Как с нами связаться

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ:

        

 

Сергей Горин

 

 

  
Метод "Зато". Часть II
Татьяна Мужицкая
07 декабря 2010


НУЖНО ЛИ ДЕРЖАТЬСЯ В РАМКАХ?

В зависимости от того, откуда мы ведем отсчет, все может сильно измениться.
Вот вам еще одно древнее китайское упражнение. Ученик долго приставал к учителю и говорил: "Я хочу стать лучше! Учитель, пожалуйста, научи меня, как мне это сделать". "Я не понимаю тебя, чего ты хочешь?" - "Ну, я хочу стать лучше!" - "В чем, как?" "Не знаю, просто лучше!"  "А, я все понял!", -  сказал тогда учитель. И нарисовал носком ботинка на земле черту. "Вот тебе линия. Я тебя очень прошу, сделай эту линию длиннее!". "Очень просто!" – сказал ученик и собрался чертить носком своего ботинка продолжение линии. Но учитель остановил его: "Не надо ничего делать с этой линией в физическом мире, я тебя прошу сделать эту линию длиннее, ее не касаясь". Ученик подумал, что это какая-то глубокая медитация и промедитировал над этой задачей несколько часов. Собралась толпа, все пытались ему помочь концентрацией мысли, думая, что тогда с линией произойдут какие-то физические изменения. Все понимали задачу как перемену ее физической сущности. Но тут вдруг пришел маленький мальчик, который, услышав условие задачи, сказал: "Да это же очень просто!" И носком ботинка нарисовал рядом с этой линией другую, которая была намного короче. Таким образом первая линия стала намного длиннее. Заметьте, мальчик ничего с ней не делал, он просто нашел тот самый другой взгляд, при которой линия становилась длиннее. Поэтому прежде, чем бросаться менять реальность, давайте попробуем сменить угол зрения.
Лучше всего этим механизмом действительно владеют дети и подростки, у них он встроен. Что еще раз подтверждает, что быть позитивным – естественное состояние человека. Когда всякие вредные бабушки пытаются строить детей и говорят им: "А вот Боря никогда себя так не ведет! Он вежливый и круглый отличник! А ты никак не можешь на все пятерки четверть закончить!"  А я всегда на это говорила: "Зато Боря не умеет играть на гитаре и у него нет друзей". И этим вопрос снимался.
Этот прием называется "рефрейминг", что в переводе с английского означает: "смена рамки" ("переобрамление", переформирование). Проще всего это понять на примере: вот перед вами изображение, например обложка этого журнала. И ваше восприятие вполне адекватно ситуации. Но давайте пофантазируем : а если мы поместим картинку в массивную золоченую раму и повесим, скажем…. В Эрмитаже. Как мы будем относиться к этому изображению? А что изменит простая некрашеная деревянная рама и потрескавшаяся стена? А теперь яркие неоновые трубки-световоды и глянцевая черная поверхность? А рюшечки-кружавчики?  Напоминаю, картинка все та же! Но как меняется ее восприятие! Какие разные смыслы мы ей придаем!   Поэкспериментируйте с разными вариантами рам, рамок и рамочек, наблюдая при этом за тем, как ваше восприятие картины в целом каждый раз изменяется. Хотя, заметьте, сама картина, – ее содержание, – каждый раз оставалось одним и тем же. Мы меняли только рамку. Если провести параллель с нашей жизнью, то сама картина – это голые факты, реально происходящие события. А рамки – это та "одежда", в которую мы этот факт одеваем, эмоциональная окраска, которую мы им придаем, те критерии, по которым мы их оцениваем, тот угол зрения, под которым мы смотрим на эти события. Это тот смысл, котрым мы наполняем этот факт.
"Рефрейминг" помогает жить с удовольствием. Вот например, как смена рамки изменила  к лучшему жизнь этих людей: К одному психотерапевту на прием пришел мужчина, который жаловался на свою жену: "Это просто невозможно!!! Когда мы с ней ходим по магазинам, она может провести целый день, примеряя и перебирая вещи и так ничего и не купив! Даже чтобы выбрать стиральный порошок, она должна все так тщательно продумать и проверить…" "Так представляете, как вам повезло, – ответил психотерапевт, – из всех мужчин она выбрала именно Вас!"

Я НЕ ТОРМОЗ, Я МЕДЛЕННЫЙ ГАЗ!

Меня часто приглашают на телевидение принять участие в передачах, где разбираются  реальные проблемы людей. И вот к нам в прямой эфир пришла женщина, которая проработала всю жизнь в армии, уволилась оттуда и оказалась в трудной ситуации. Ей уже за 40, и она никак не может найти работу, ее никуда не берут, потому что, как она считает, ей за 40 и она женщина. А она бы хотела работать администратором. Очень приятная, милая женщина честно пришла в передачу поделиться своей проблемой. А мы с ведущим бросили клич: пожалуйста, работодатели, если вам нужен такой сотрудник, звоните! Но то, как она о себе говорила, почему-то не вызвало ни малейшего желания дать ей работу.
"Я слишком старая, наверное, для того, чтобы начать новую жизнь, у меня дети, у меня слишком мало образования", - говорила она. И, естественно, такой подход отражался на ней: она горбилась, морщила лицо в какой-то странной мимике. И нельзя было упрекнуть работодателей в том, что они не испытывали ни малейшего желания с ней общаться.
Тогда мы с ней и начали играть в игру "зато", которая является основным принципом смены точки координат. "Ну ладно, - говорю я ей, -  ну допустим, вы смотрите на себя глазами человека, который вас почему-то ненавидит (не знаю уж по каким причинам)".
Ничего удивительного, внутри каждого из нас есть критик, который может создать такую систему координат, в которой жить не просто не захочется, а захочется сразу в гроб! Причем эту позицию можно усилить и вообще довести до абсурда: да с таким лицом, как у тебя, лучше вообще не выходить на улицу.  
Настал мой черед приводить аргументы: "Если мы работаем по принципу "зато", нам надо найти такую систему координат, где то качество, о котором вы сейчас говорите, должно, наоборот, оказаться очень подходящим. Музыкальный инструмент не лучшее приспособление для заколачивания гвоздей, но для издания мелодичных звуков очень подходит. Например, вот вы, Лидия Петровна, говорите, что вам за 40, и это снижает ваши шансы встретиться с работодателем. Еще больше сокращает их тот факт, что вы женщина. Но давайте посмотрим, что в этом хорошего с точки зрения работодателя!"
Представьте, преимущества есть. Недавно среди объявлениях о приеме на работу мне встретилось такое примечание к одной из вакансий, кстати, прилично оплачиваемой: требуется женщина не моложе 30 лет, наличие детей обязательно, непременное условие: некурящая. Еще у одного моего знакомого редактора газеты на протяжении многих лет костяк коллектива составляли именно женщины "бальзаковского возраста". Злые языки говорили, что он делает это, потому что забитыми женщинами управлять проще, чем нервными блистательными гениями с самолюбием и амбициями. Но он сам объяснял мне  это просто: женщина, у которой есть дети школьного возраста, не уйдет в декрет и не будет вечно сидеть на больничном, как молодая мама, у которой младенцы. Она не запьет и не загуляет, у нее семья, и она не проводит ночи напролет на танцах в клубах, чтобы потом с тяжелой головой прийти на работу. Она не будет сроить глазки коллегам и вносить дисбаланс в коллектив. Она держится за работу, а потому ответственна, исполнительна, и никогда не подведет. Она не будет вступать в конфликты, потому что в этом возрасте у нее есть житейская мудрость и она умеет ценить отношения. "Что же касается профессиональных качеств, - добавил он, - то, прости, история о том, что есть какие-то особенные навыки сбора информации и печатания на компьютере, с которыми мужчина справляется лучше женщин, это первобытный миф".
Примерно то же самое мы и объяснили Лидии Ивановне. Служба в армии, как это ее ни удивляло, наоборот, дает ей преимущество. Такой человек пунктуален, он привык исполнять приказы, не обсуждая их, что большая редкость в нынешнее время. Он умеет содержать рабочее место и документы  в порядке, и это тоже очень большой плюс. А что касается роста, возраста, размеров одежды и морщин со складками, то, если вы не телеведущая и не работаете "лицом компании", то это дело вообще двадцать пятое. Наоборот! Лишний вес может стать даже вашим конкурентным преимуществом! Одна женщина, которая  хотела уйти в многоуровневый маркетинг, однажды на тренинге у нас очень хорошо сказала: "Зато тебя очень трудно вытолкать из кабинета!"
Кстати замечу, что объемы и размеры вообще очень часто являются темой обсуждения на тренингах. И тогда появляется масса "зато": "Зато хорошего человека должно быть много!", "Зато уютно находится рядом с большим и теплым человеком", "обычно такие пышки вкусно готовят и окружающие их за это очень любят","зато лучше качаться на волнах, чем биться о камни!" ,"зато вся твоя одежда- эксклюзив!", "зато какой получится шикарный танец живота!!!!" - все эти рефрейминги придумали участники тренингов, вселив радость в затюканных полнотой женщин.
На наших семинарах есть упражнение, когда участники сначала записывают на листочках сокровенные "недостаточно" или "слишком", обмениваются листочками, а потом, уже анонимно, собирают на каждое "слишком" не меньше 10 разных "зато". Например, на листочке было написано "Я слишком вялый!". Ответы были такими: "Я слишком вялый, зато не тухлый!", "Зато работаешь в экономичном режиме и не расходуешь лишней энергии!", "Зато никого не напрягаешь сверхактивностью!" "Зато позволяешь окружающим продемонстрировать их энергичность". После этого то, что казалось проблемой, вызывает смех. Как сказал какой-то мастер рефрейминга, "я не тормоз – я медленный газ".
Вернемся к нашей героине. Такая игра подняла настроение всем нам. И что интересно, именно  в этот момент она начала расцветать на глазах, потому что по нашим правилам игры именно ее я и просила подбирать аргументы. Она стала улыбаться, ей начали звонить люди, и в том числе позвонили четыре потенциальных работодателя. То есть, у нее уже появился выбор! Потому что когда ты сидишь с кислой миной и с головой, втянутой в плечи, возможности проходят мимо, и ты их не видишь. Но достаточно изменить "точку обзора", поднять голову и осмотреться, и ты сразу их замечаешь. Поэтому давайте найдем такую точку зрения, где с нами все хорошо. И у нас сразу появится гораздо больше возможностей.
Принцип "зато" на тренингах очень любили менеджеры по работе в клиентами. Потому что клиенты часто предъявляют менеджеру претензии ко всему финансовому мирозданию. А клиент, как вы знаете, всегда прав. И менеджер говорит: не в наших силах изменить банковскую систему, не в наших силах изменить качество продукции, но есть то, что мы можем сделать прямо сейчас: это изменить отношение клиентов к компании. Нас - к самим себе, людей - к нам.
Представьте себя в виде Фемиды с весами. На одной чаше весов плюсы, на другой – минусы. Что же перевешивает? Каждый раз, когда человек бросает какой-то аргумент, который мы считаем камнем в наш огород, представьте себе, что это в самом деле камень, и что он достаточно увесит, и под его тяжестью чаша весов резко кренится в одну сторону. Можно бороться с этим камнем: нет, вы ошиблись, он вовсе не так тяжел, это не такая претензия важная, но чем больше вы рассказываете, как клиент неправ, тем больший вес набирает камень за счет подробностей. А можно сказать: "О кей! Согласен! Этот камень действительно существует, зато…" И кинуть в противоположную чашу все те плюсы, про которые человек в этот момент забыл, а может, и не заметил.
Так, например, он говорит: "Почему у вас в банке так долго принимаются решения?"  А вы ему отвечаете: "Зато наши решения предваряет тщательная проверка, и потому у нас очень надежный банк, который вас не обманет. Зато у вас будет хорошая кредитная история для других банков. Зато у нас процент меньше. Зато у нас очень внимательный подход к клиенту.".
"Почему у вас так много народу?" - "Зато мы пользуемся популярностью. Зато у вас есть возможность тщательно изучить наши предложения, пока вы ждете своей очереди. Зато вы можете перейти на индивидуальное обслуживание. Зато вы можете с кем-нибудь познакомиться, а наши клиенты – очень солидные и представительные. Зато у нас, наконец, офис в центре".
То есть важно не сомневаться и сразу же постараться перейти в ту систему координат, которая говорит, что это – хорошо, это - правильно! И уже во вторую очередь искать тому подтверждения. Есть такая притча: "В каждой работе можно найти 40 достоинств и 40 недостатков. Хороший учитель ищет достоинства, плохой – недостатки".
То, что гусеница, называет концов света, является рождением для бабочки. Многие люди из тех, кто считал концом света закрытие страшных советских заводов, без которых они не мыслили жизни, сейчас очень благодарны этому дню, потому что это стало для них началом нового бизнеса. Женщины, от которых ушли мужья, через несколько лет оказываются благодарны судьбе за этот случай, потому что для них это стало началом новой жизни. Есть много русских поговорок на эту тему: Нет худа без добра, не было бы счастья, да несчастье помогло, все, что ни делается, все к лучшему.

"ДУМАЮЩИЙ" И "ДОКАЗЫВАЮЩИЙ" - ТОВАРИЩИ ПО КОМАНДЕ

В голове у каждого из нас живут два человека. Один "думающий", другой "доказывающий". "Думающий" приходит к какому-то выводу. А "доказывающий" ищет доказательств. Как ни странно, они работают согласно и параллельно, это команда. Попробуйте прямо сейчас доказать, что сегодняшний день – это худший день на этой неделе! Теперь найдите доказательства того, что это лучший  день, который случился. И я уверяю вас, вам удастся то, и другое.
А теперь попробуйте доказать, что это – самый обычный день из череды других дней, и в нем поровну и плохого, и хорошего, и удачного, и неудачного. Задача "думающего" - сделать вывод, а "доказывающий" подберет документы.
Например, что украсило этот день? У вас состоялась давно откладываемая встреча, на которой было принято решение о вашем участии в проекте. Вы очень хорошо пообщались в ребенком-подростком. Погода была просто дивная. Худший почему? Дико устала и попала в чудовищную пробку. В паспортном столе оказался неприемный день, и придется ехать туда еще раз.
А почему обычный день? Начался как обычно, закончился, как обычно, проект долгожданный, но текущий, такие были и до того, и будут после. Сюрпризов или неожиданно объявившегося наследства от дядюшки-миллионера не случилось. Это все – один и тот же день. Но мы почему-то сразу спешим реагировать и расставлять оценки и акценты.
Еще одна поучительная история из жизни Ходжи Насреддина. Возвращаясь домой, Насреддин решил сократить путь и пройти напрямик через лес. "Почему, - спрашивал он себя, -  я должен тащиться по пыльной дороге, когда я могу слушать птиц и любоваться цветами? Да и денек нынче выдался на славу!" Говоря так, он углубился в лес. Однако не успел он зайти поглубже, как свалился в яму. Лежит он там и размышляет: "Если подобные вещи могут случится в таком прекрасном окружении, как здесь, то что только  не могло случиться на той отвратительной дороге?"
Я призываю вас улыбаться жизни и ее фактам. Видеть удовольсвие там, где можно было бы увидеть рутину, радоваться тому, чему могли бы расстроиться.
Я предполагаю, что прочитав эту статью, некоторые люди возмутятся: вы хотите сказать, что мне не нужно над собой работать? То есть если я такой лентяй, мне не надо тренировать силу воли, а достаточно сказать"зато обаятельный!" и все! Но это же регресс!"  Я не буду спорить. Я скажу им: да. Но человек имеет право возразить мне по моей же методике: "Я не знаю английского языка, и потому моя карьера застопорилась. Зато у меня хороший коллектив, свободный график, который позволяет сбегать в парикмахерскую посреди рабочего дня. Зачем мне еще куда-то расти и развиваться, мне и так хорошо?" Так в этом и суть! Развиваться конечно надо! Каждый стремится к своему прогрессу.Когда мы говорим, что можно быть довольным собой, это не означает, что не надо развиваться. Почему-то у многих такая установка, что мы развиваемся только тогда, когда собой недовольны. Но почему?  Наоборот, когда мы собой довольны, мы развиваемся легко и естественно, с удовольствием. А не натужно, жестко и воюя. Можно развиваться от хорошего к лучшему, и это тоже рефрейминг, разве нет?
Хорошо или плохо, что вы прочитали эту статью?  Пусть ваш "думающий" сначала подумает: зачем только я это прочитал? Теперь вообще не к чему стремиться. "Доказывающий" тоже найдет, почему это плохо. А потом "думающий" пусть скажет: хорошо, что я именно сейчас прочитал эту статью, потому что у меня сейчас наконец-то появилась возможность обойти ограничения, о которых говорилось в начале статьи.
Помните, что основной принцип – вместо фразы "это невозможно" сказать себе: "как сделать это возможным?" в этом и есть главное развитие! Улыбнемся возможностям жизни -и жизнь улыбнется нам!
Записала Ирина Белашева

Первая часть

Данная методика является частью базового курса "НЛП-Практик". Узнать подробнее о курсе и ближайших занятиях можно здесь


 


 

 

 

  Русскоязычная Модель Эриксоновского Гипноза
5-6 августа 2017 года тот самый Сергей Горин с легендарным семинаром по гипнозу!
  
   
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования