Курсы нейро лингвистического программирования (НЛП)
Поиск по сайту
Здравствуйте, Гость
Войти в личный кабинет / Зарегистрироваться
Обучение НЛП Тренинги личностного развития
Бизнес-тренинги Корпоративные тренинги
Коуч-сессии Индивидуальные программы
Книги и диски по НЛП
О компании
Услуги
Тренеры
Библиотека
Как с нами связаться

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ:

        

 

Сергей Горин

 

 

  
Сила и слабость Базовых мотивов… Причастность
Сабина Кулиева
09 апреля 2012


 

Причастность: (Эмоциональный тип) от Айболита до Вдохновляющего.

1) Базовая реакция: Пожертвовать своими интересами, спасти другого.

2) Стратегия адаптации: Совместные действия по решению возникшей ситуации, без определения зон ответственности.

3) Осознанный выбор: Адекватная оценка сил партнера, честный ответ на вопрос "Что я таким образом хочу и делаю для себя?", предоставление помощи по запросу и при распределении ответственности за результат.
 
Основые критерии оценки: Наши-Иные, Преданность-Предательство, Общность-Чуждость.
Основные методы оценки проекта/бизнеса: Делают близкие люди, Сходство (Так уже делалось), Командность.
Стратегия целедостижения: Чувствую общность =>ощущаю доверие=>испытаваю радость от причастности к групповой работе.
Метапрограммы: Люди, Процессы Время включенное, Сходство.
 
Люди, с базовым мотивом Причастности – это прирожденные Коммуникаторы и Помощники. Главный смысл их жизни состоит в том, чтобы общаться и помогать другим, зачастую жертвуя собственными интересами. Сильной стороной этих людей является удивительная способность "чувствовать" то, что нужно другому человеку и готовность давать это ему. Перед Причастником не стоит диллема: Результат или Отношения, он всегда выбирает Отношения.
 
Гармонично развитый мотив Причастности выражается в уважительном, заботливом и приветливом отношении к себе и к другим людям. Рядом с такими людьми очень приятно и комфортно находиться. Иногда кажется, что они обладают способностью читать мысли других людей и часто предлагают помощь еще до того, как человек сам осознает, что в чем-то нуждается. Способность и готовность быть нужным и полезным – это основная задача этих людей.
 
При всей кажущейся иддилистичности у мотива Причастности есть и свои темные стороны. Причастник очень плохо переносит одиночество. Ему всегда нужны люди, он зависим от внешней позитивной оценки. Основной вопрос, который он задает себе сам "Мною довольны?" или даже обращать его к окружающим: "Ты мной доволен?" Для Причастника похвала и признание его заботы является, пожалуй, одним из немногих способов ощутить свою значимость и уникальность. Такая зависимость от внешней оценки может делать его поведение навязчивым или чересчур эмоциональным. Например, разговор о том, что нужно приготовить на обед или надеть на улицу может стать причиной семейного скандала, если Причастнику например говорят в ответ на вопрос: "Что сегодня приготовить?" "Да какая разница, главное, чтобы было съедобно"... И после этого может быть ТАКОЙ всплеск эмоций: "Как ты можешь так поступать со мной? Меня здесь никто не ценит!!! Я гроблюсь для вас, а вы бесчувственные..." и далее по тексту.

Проблема здесь кроется в том, что для Причастника забота – это проявление связи, а Связь – это ключевое слово в его лексиконе. Отказ от его помощи воспринимается, как отказ от него/нее, как от личности. Они настолько связывают Себя и свою Помощь, что становятся зависимыми от того, чтобы быть нужным.
К чему это может приводить при чрезмерном проявлении: родительская гипер-опека, которая приводит к инфантилизации ребенка. Если у Властника основная цель – это ответственность и контроль, то у Причастника – любовь и забота. Но иногда эта любовь и забота становятся удушающими, что приводит к драматическим последствиям. Ребенок Причастника часто не может позаботиться о себе сам, иногда он даже не чувствует импульсов своих естественных позывов: голода или желания опорожнить мочевой пузырь. То есть, конечно ребенок испытывает напряжение и чувство дискомфорта, но оттого что мама или папа чувствует "лучше" его у ребенка не возникает логической связки "мне дискомфортно=> нужно поесть" у него четко устанавливается связь, что его дискомфорт может устранить только Причастник.
Дворик в Одессе, вечереет. В окно высовывается полная мамаша и кричит: "Мари-и-и-ик, домо-о-о-ой!!" в ответ : "Мама, я замерз?", мама: "Нет, ты проголодался!!!"
 
Важно помнить, что давать приятнее, чем брать, и давая Причастник нарушает баланс в отношениях. Это приводит к тому, что у того, кто берет возникает непроизвольное чувство неудобства, иногда даже вины и если берущего лишают возможности восстановить баланс через благодарность, или через встречную помощь, то это в конце-концов приводит к двум возможным последствиям.
1) Берущий начинает отказываться от помощи, говоря "Я справлюсь сам" или "Мне не нужно то, что ты даешь" тогда у Причастника возникает взрыв эмоций "Меня никто не ценит!"
2) Для того, чтобы не чувствовать нарушения баланса брать-давать в отношениях, берущий начинает обесценивать то, что дает Причастник и может говорить: "Ну это же ты сам предложил", "Я этого не просил". В ответ на причитания Причастника о том, что он/она положил на этого ребенка/брак/работу ВСЮ свою жизнь, может прозвучать уничтожающая фраза: "Я не просил меня рожать!!!" что Причастник воспринимает, как полную катастрофу и крах всех своих ценностей.

Причастнику свойственно чувство превосходства над окружающими, вы можете услышать от них уменьшительно-ласкательные формы, иногда даже в отношении людей, которые им неприятны. Это не ласковость – это способ почувствовать собственное превосходство над другими, иными, чем он сам. Если для Властника мир делится на своих и чужих по принципу принадлежности к прайду/семье/коллективу: "Кто здесь Мой подчиненный?", то для Причастника люди делятся на Наших и Чужих. И если с Нашими, Причастник ведет себя приветливо и открыто, то Чужим может с лихвой достаться за инаковость и несоответствие поведения, принятого в "нашей среде".
Где же выход? Как найти срединный путь, чтобы быть "достаточно хорошей мамой", сердечным сотрудником или заботливым руководителем и при этом не сваливаться в "спасательство" всех непристегнутых?
Ключевым моментом для Причастника становится ответ на вопрос: "Когда я помогаю или спасаю, что я таким образом пытаюсь сделать для себя?"
"Ради какой собственной эмоции я это делаю?"

Причастнику полезно признаться себе в том, что чувство гордости за сделанное признаваемое им самим и радости оттого, что он смог помочь другому искренне прожитая, в значительной мере снимают с окружающих ответственность за то, чтобы выражать славословия или говорить об исключительности Причастника.
Важно помнить, что любовь к другим людям начинается с любви и заботы и себе и если мама или папа говорит ребенку о том, что надо о себе заботиться, а сам/а неправильно питаются, курят и не занимаются собой, то ребенок скорее поверит тому, что он видит, чем тому, что ему говорят.
Если сотрудник стремится заботиться о коллегах и помогать им в работе, а сам, при этом не выполняет свои собственные функции, то в конце-концов это приведет к проблемам между ним и руководством компании, и самым обидным для Причастника будет то, что те, кому он помогал/а не станут его защищать.
 
Завершая эту статью, хочу напомнить об одном правиле, которое всегда напоминают тогда, когда мы садимся в самолет и готовимся к вылету: "Сначала оденьте кислородную маску на себя, и только потом на человека, которому нужна помощь!" Иначе, если вы о себе не позаботитесь, то вы и ему не сможете помочь, а ведь это не то, что вы хотите, не правда ли?
 

Статьи о других мотивах:    [ВЛАСТЬ]     [ПРИЧАСТНОСТЬ]     [ДОСТИЖЕНИЕ]     [БЕЗОПАСНОСТЬ]
 

 

 

 

  Русскоязычная Модель Эриксоновского Гипноза
5-6 августа 2017 года тот самый Сергей Горин с легендарным семинаром по гипнозу!
  
   
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования